Старица и ее окрестности.

Звонок друга: поедем завтра в Старицу на Святой источник?

Прикидываю, как раскидать все необходимые дела, соглашаюсь. Очень хочется сменить обстановку, развеяться. Да ведь, наконец, Золотую осень увидеть не на бегу.

В воскресенье выбираемся из дома только к одиннадцати часам. Ехать недалеко, километров 70, так что успеть выполнить намеченное не представляет трудности.

Старица небольшой городок, районный центр в Тверской области.

Хоть и невелик город, но история его и окрестностей богата событиями, и историческими памятниками.

Недалеко от города, завидев купола Храма сворачиваем в деревню.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Это не случайно. Рассказывали нам, что есть здесь необычное какое-то дерево.

Мы уже пытались отыскать его летом, но добрались сюда только к ночи. Храм нашли, а вот дерево – нет.

В этот раз, расспросив получше что и где, оставляем машину и двигаемся влево от храма. Всего несколько шагов и видим мы это чудо.

Раскидистая крона и необычное переплетение ветвей…

Неподалеку табличка «Памятник природы»…

Много народу здесь видимо побывало, трава вокруг изрядно примята. Фотографируем дерево с разных ракурсов. Сосна смотрится очень необычно. Только переплетение ветвей чего стоит.

Храм только фотографируем. Договорились заранее – сегодня только улица, да он и закрыт. В деревнях такое часто встречается: закончилась служба, закрыли церковь до следующей.

Отправляемся дальше.

Любуюсь живописными пейзажами по дороге. Сегодня, как ни странно, фотографирую…

Природа хороша в любое время года.

На въезде в Старицу — Храм.

Следующим пунктом нашего маршрута являются каменоломни. Раньше в них добывали известняк. Теперь здесь пещеры, привлекающие туристов.

Выезжаем на берег Тверцы. Сверху видим какие-то развалины, похожие на заброшенный гаражный кооператив.

Развалины почему-то напомнили заброшенный гаражный кооператив.

Спускаемся вниз. Задрав голову, с удивлением нахожу перед собой сооружение похожее чем-то на старинную крепостную башню. Ну и превращение, однако.

Входим внутрь, преодолеваем еще один проход, и еще один…

Погружаемся в полную тьму. Включаем фонарик.

На стене видим стрелки двух цветов. Вглубь пещеры ведут черные стрелки, обратный путь указывают – белые.

Стрелки на стене указывают направление движения.

Протяженность пещер огромная, высота колеблется от узкого лаза, до прохода выше человеческого роста.

Здесь есть пещерные речушки и озерки. А главное, здесь очень много ответвлений и легко заблудиться. Что часто происходит с любопытными, но невнимательными туристами.

Пытались из этих пещер сделать оборудованный туристический объект, но потом по непонятным причинам это дело забросили. Пытались закрыть во избежание проблем, но разве ж любопытных туристов перегородки удержат…

Пробрались мы по пещере в одну сторону, потом в другую прогулялись. Местами осыпи камня создают неудобства, местами глина под ногами мокрая и скользкая ничего хорошего не обещает.

Короче говоря, я делаю вывод, что пещерная жизнь меня не привлекает, и мы возвращаемся к свету и воздуху.

Выход!!!

Останавливаюсь на речном берегу, наслаждаюсь красотой природы, замечательной погодой…

Как же хорошо на солнышке после пещерной тьмы.

Возвращаемся к машине и двигаем дальше.

Красота вокруг…

Наш путь к Святому источнику, который мы уже неоднократно посещали. Нужно проехать немного за Старицу, за мостом уходя правее.

Проезжаем мимо монастырских стен (сюда мы еще вернемся на обратном пути).

За спиной остаются многочисленные Старицкие Храмы, Еще одна река со смешным названием Старчонка.

Живописные дорожные пейзажи не могут оставить равнодушными

Вдали снова показался храм. Он в обрамлении деревьев даже полуразрушенный кажется великолепным

Сквозь золото хвои лиственниц просвечивается церковь.

Восстановительные работы все же начались, но средств явно не хватает.

И тут на глаза попадается указатель на Берново. Саня провозглашает, что ни разу не был в Берново и после короткой паузы предлагает туда заехать. Подумаешь, всего километров 20 вперед. Всплывает фраза: искусство путешествовать состоит в умении изменять планы. Едем туда! А там парк, и погода сегодня замечательная.

Меняем планы и отправляемся в имение, которое очень любил А. С. Пушкин, где часто гостил у своих друзей.

Ну и молодцы же мы, что приехали сюда. Как здесь красиво. Бредем по дорожке мимо дома Вульфа, у которого и останавливался поэт.

В этом доме останавливался поэт.

На стене мемориальная доска, перед парадным входом памятник…

Бродим по яблоневому саду, едим вкуснейшие яблоки, фотографируем эту красоту на деревьях.

Дерево согнулось под тяжестью плодов. Это ранетки

Разве не красота? А вкусные какие…

Задерживаемся у беседки и отправляемся в парк.

Сколько здесь кленов!

Наконец-то я могу побродить по шуршащему осеннему ковру.

Под ногами шуршит ковер из желтых листьев. По воздуху, словно легкие кораблики то несутся, то вдруг начинают кружиться кленовые листья. Я загребаю ногами, ерошу этот шуршащий ковер, руки мои сами взмывают вверх навстречу летящим корабликам.

» … осень нам танцует вальс-БОСТОН» и я с ней вместе.

Вдыхаю осенний насыщенный влагой и запахом осенней листвы воздух, а в голове звучит «Вальс Бостон»…

На ковре из желтых листьев, в платьице простом.

Из подаренного ветром крепдешина,

Танцевала в подворотне осень вальс Бостон …

А мы выходим к оврагу. Здесь получилась природная эстрадная площадка. Немного усилий и готовы театральные подмостки. Во время Пушкинских праздников это место именно так и используется, а сейчас здесь симпатичный облагороженный природный уголок.

Сверху очень удобно наблюдать за происходящим

На большой круглой поляне цветут октябрины и кое-где флоксы. Их последние цветочки наполняют осень красками.

Они еще и пахнут…

Выходим к обычному деревянному дому. Он явно не в лучшем состоянии, но в окнах тени… Там похоже есть люди. Они сидят у окон, их тени кружатся в танце…

Чувствуешь себя партизаном, наблюдающим с улицы за происходящим

Я не сошла с ума и у меня не глюк от избытка впечатлений. Это рисунки на фанере, которой забиты окна… Смотрится очень интересно.

Мы бредем по парку и оказываемся у пруда.

В нем отражаются деревья и небо.

И опять листья-кораблики. Они медленно плывут по воде, цепляясь за ветви и облака.

Еще одна беседка предлагает нам отдых, но пора двигаться в обратный путь. В голове настойчиво звучит песня: «Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз…»

Вот теперь мы едем к источнику.

Время уже к вечеру, народа не много. Мы набираем воду. Источника здесь два.

Святой источник с живой водой. Вдали виден второй источник

В одном вода живая, как утверждают местные жители, в другом мертвая. Из одного вода полезна для желудка, из другого для глаз. Из первого воду полезно пить, из второго ей нужно умываться, промывать глаза.

Рядом с источником две купели: для братьев и для сестер.

Я сегодня не окунаюсь. Нет у меня настроения…

Просто брожу по тропе в ожидании Сани.

В нескольких шагах от этого места есть еще место для отдыха. Здесь сооружены беседки и даже устроен музей деревенской утвари под открытым небом.

Недалеко от источника есть замечательный храм, но о нем я расскажу в другой раз. Туда мы не добрались.

А мы возвращаемся в Старицу. В наших планах хоть и произошел перекос, но от первоначально намеченных объектов посещения мы не отказались. Наш путь лежит в Свято-Успенский мужской монастырь.

Здесь год от года происходят огромные перемены. Последний раз я была здесь года два назад, а вот теперь опять вижу новые постройки, отреставрированные здания…

Я обязательно расскажу подробнее об этом месте, а пока мы, неспеша, все изучаем, много фотографируем.

Начинает холодать, поднялся ветер, к тому же темнеет. Пора возвращаться.

Делаю вывод, что как ни мала Старица, чтобы все ее красоты и достопримечательности изучить как следует, нужно дня три по меньшей мере. Ведь даже на территории монастыря мы не посетили Храмы, а на противоположном берегу Тверцы еще развалины женского монастыря. Еще центральный Храм города, еще уникальный Храм в нескольких километрах от Святого источника, еще мемориальный комплекс посвященный Бартеневской битве, а еще… еще… еще…

Все, на сегодня хватит. Едем домой.